Подводная лодка тип XVIIB
Подводная лодка тип XVIIB в масштабе 1/144
Подводная лодка тип XVIIB в масштабе 1/144
Подводные лодки типа XVII — экспериментальная серия малых подводных лодок, оснащённых двигателем Вальтера, позволявшим развивать большие скорости при движении под водой и потреблявшим меньшее количество кислорода, что позволяло лодке дольше находиться в подводном положении.
В начале 1930-х годов Гельмут Вальтер создал проект небольшой высокоскоростной подводной лодки, работавшей на пергидроле (перекиси водорода в стабильной форме). В 1939 он заключил контракт на постройку экспериментальной подводной лодки, 80-ти тонной V-80, развившей скорость 28.1 узла в подводном положении во время испытаний в 1940 году. В ноябре 1940 года адмиралы Эрих Редер и Вернер Фукс (глава Конструкторского Бюро Кригсмарине) наблюдали за испытаниями ПЛ V-80. Редер был поражён увиденным, но Фукс не спешил дать одобрение на дальнейшие испытания.
После успешных испытаний V-80 в январе 1942 года Вальтер связался с адмиралом Карлом Дёницом, который отнёсся к идеям Вальтера с энтузиазмом и попросил, чтобы подобные подводные лодки были созданы как можно скорее. Первый заказ на постройку 4-х подводных лодок типа XVIIA с двигателем Вальтера был заключён летом 1942 года.
Подводные лодки U-792 и U-793 по проекту «Wa 201» были построены кораблестроительной фирмой Blohm & Voss и включены в состав флота в октябре 1943 года. Эти лодки развивали скорость до 20.25 узла под водой. Две другие подводные лодки, U-794 и U-795, по проекту «Wk 202», были построены на судоверфи Germaniawerft и включены в состав флота в апреле 1944 года.
В марте 1944 года подводная лодка U-793 с адмиралом Карлом Дёницом на борту развила скорость в 22 узла при движении под водой. А в июне 1944 года ПЛ U-792 развила скорость в 25 узлов . Тем не менее, подводные лодки типа XVIIA имели ряд механических проблем, низкую эффективность, были трудны в управлении на большой скорости, а при погружении на глубину теряли часть своей мощности.
Адмирал Фукс утверждал, что внедрение нового типа подводных лодок будет препятствовать производству других кораблей, но адмирал Дёниц считал иначе, и 4 января 1943 года Кригсмарине заказало 24 подводные лодки типа XVII.
Строительство рабочих подводных лодок типа XVII (тип XVIIB) было начато кораблестроительной фирмой Blohm & Voss в Гамбурге. ПЛ типа XVIIB, в отличие от типа XVIIA, имели всего один двигатель Вальтера. Начальный заказ был на строительство 12-ти подводных лодок типа XVIIB (U-1405..U-1416), но Blohm & Voss уже имели заказ на строительство подводных лодок типа XХI и с трудом справлялись с этим заказом, по этой причине начальный заказ сократили до 6-ти ПЛ.
Три подводные лодки типа XVIIB были спущены на воду судоверфью «Blohm & Voss» между 1943 и 1944 годами: U-1405, U-1406 и U-1407. Три оставшиеся подводные лодки (U-1408..U-1410) строились, но не были окончены до конца Второй мировой войны.
Все 3 достроенные подводные лодки были уничтожены их экипажами в конце войны: U-1405 во Фленсбурге, U-1406 и U-1407 в Куксхафене, все в Британской оккупационной зоне. Недостроенные подводные лодки U-1408 и U-1410 были обнаружены Британскими войсками в Гамбурге на верфи Blohm & Voss.
Во время Потсдамской конференции Британия передала США подводную лодку U-1406. Но ВМФ США не стали восстанавливать и использовать подводную лодку, как они сделали с 2 лодками типа XXI, которые получили после окончания войны. Они переправили лодку в США, где её восстановление было оценено в 1 млн долларов США и она была затоплена.
Королевский военно-морской флот Великобритании, напротив, восстановил подводную лодку U-1407 и зачислила её в свой состав 25 сентября 1945 года под именем «HMS Meteorite». Она послужила моделью для двух других подводных лодок: «HMS Explorer» и «HMS Excalibur».
В комплекте модели элементы из пластика, схема сборки.