Подводная лодка Черепаха
Подводная лодка Черепаха в масштабе 1/35
Подводная лодка Черепаха в масштабе 1/35
В 1775г. началась война за независимость США от Великобритании. Одним из шагов предпринятых Великобританией в этой войне, была морская блокада портов США. Вчерашние колонисты своего флота не имели и поддерживали любые проекты, сулившие если не снять блокаду, то хотя бы передвинуть ее линию в открытое море. Одним из таких проектов была подводная лодка «Черепаха», сконструированная Дэвидом Бушнеллом.
«Черепаха» представляла собой крохотное суденышко (водоизмещение вместе со свинцовым балластом и пороховой миной несколько больше одной тонны), рассчитанное на одного человека. Она имела яйцеобразную форму и была сделана из дубовых досок, проконопаченных просмоленной пенькой. Доски соединялись с элементами каркаса посредством болтов, а по окружности аппарат стягивали железные обручи.
В верхней части корпуса находилась медная смотровая башенка с застекленными иллюминаторами по периметру. При полном погружении внутреннего объема воздуха хватало не более, чем на 30 минут. Поэтому Бушнелл снабдил свой аппарат двумя вентиляционными трубами, выходившими на поверхность воды. Для предотвращения попадания воды они имели поплавковые клапаны. Через одну трубу ручным вентилятором удалялся испорченный воздух, через другую засасывался свежий. Приближаться к цели лодка должна была таким образом, чтобы наблюдательная башенка находилась над водой. Это позволяло водителю субмарины ориентироваться через иллюминаторы, а также освежать воздух внутри субмарины через вентиляционные трубы. В нижней части «Черепахи» размешались две небольшие балластные цистерны, при заполнении которых она погружалась. Для всплытия воду из них надо было откачивать ручными насосами. Кроме того, снизу к корпусу лодки был прикреплен свинцовый груз, служивший постоянным балластом и обеспечивавший остойчивость. Часть этого груза отсоединялась изнутри лодки и могла на цепи опускаться на дно, превращаясь тем самым в якорь. Для аварийного всплытия эту часть можно было совсем отсоединить. Передвижение лодки и управление по глубине осуществлялось посредством вращавшихся вручную двух винтов — горизонтального и вертикального. По словам самого Бушнелла, они напоминали «крылья ветряной мельницы» («arms of a wind mill»). Управление по курсу осуществлялось с помощью вертикального руля, размещенного на шарнире. Вооружение «Черепахи» состояло из 150-фунтовой (68 кг) пороховой мины с часовым взрывателем. Предполагалось, что «Черепаха» незаметно подойдет к стоящему на якоре вражескому кораблю, опустится под его днище и подвесит к нему мину. Для этого в особом гнезде в верхней части корпуса находился специальный бурав, приводившийся во вращение изнутри лодки. К бураву канатом была привязана мина. Ввернув бурав в деревянную обшивку днища атакуемого корабля, надо было отделить его от лодки, а затем изнутри ее освободить мину с порохом. Мина обладала положительной плавучестью, поэтому всплывала под самое днище корабля. Одновременно с отделением мины от корпуса «Черепахи» автоматически начинал работать ее часовой механизм. В зависимости от установки стрелок взрыв мог произойти спустя 1, 8 или 12 часов после этого. Навигационное оборудование было представлено небольшим компасом с циферблатом и стрелкой, покрытыми светящимся составом. Для оценки глубины погружения служила манометрическая трубка длиной 20 см и диаметром 2,5 см, один конец которой был выведен наружу, а другой, стеклянный, отградуированный и снабженный поплавком, находился внутри корпуса лодки. Положение поплавка, смазанного фосфоресцирующим составом, относительно шкалы указывало глубину погружения. Кроме того, для освещения имелась лампа, в которой горела особая бездымная древесина. После испытаний и доводки лодки Бушнеллу были выделены три добровольца для обучения управлению лодкой. Одним из них был 27-летний армейский сержант Эзра Ли (Ezra Lee; 1749 - 1821), которому вошел в историю как первый в мире военный подводник.
7 сентября 1776 года вошло в историю как дата первого боевого применения подводной лодки. «Черепаха» попыталась атаковать британский флагман «Орел»«(HMS Eagle), но мину присоединить к кораблю не удалось. Сержант Эзра Ли подвел «Черепаху» к «Орлу», но днище корабля было обшито металлом, против которого бурав был бессилен. Ли удалось уйти, при этом он был вынужден сбросить мину, чтобы уйти от малых судов, направленных к месту атаки британцами. Тем не менее, мина всплыла с запущенным часовым механизмом и взорвалась в Ист-Ривер, не причинив вреда. Было предпринято еще две попытки атаковать корабли британцев (безуспешно). Вскоре после этого небольшое судно, на палубе которого находилась субмарина, было обстреляно английским сторожевым шлюпом, село на мель и полузатонуло. Позже его подняли, однако Бушнелл после этих трех неудач разобрал свою «Черепаху» (причем некоторые ее детали сохранились до сих пор).
Масштаб: 1/35
В комплекте модели элементы ЛНД, схема сборки.