Испанская подводная лодка Tiburon
Испанская подводная лодка Tiburon в масштабе 1/144
После окончания Второй мировой войны руководство испанского ВМФ искало возможности создания дешевых и простых для постройки на отечественных верфях подводных лодок. Было решено обратиться к опыту немецких конструкторов (некоторые из которых перебрались в Испанию), по созданию сверхмалых ПЛ. Эти конструкторы располагали более чем пятью тысячами микрофильмов с чертежами немецких ПЛ, включая нереализованные в Третьем рейхе проекты.
В начале 50-х годов конструкторы приступили к проектированию и строительству двух небольших серий сверхмалых ПЛ. Работы по их созданию возглавил немецкий инженер Erich Vollbrecht. В качестве прототипа для первой серии использовали проект немецкой лодки типа XXVIIB5 (позднее тип 127) “Seehund”, что в переводе на испанский означало “Foca” (тюлень).
Как и у их немецких предшественников, эксплуатационные и боевые качества испанских «тюленей» были крайне низкими из-за плохой мореходности и обитаемости, примитивных средств навигации и наблюдения за окружающей обстановкой, отсутствия средств гидроакустики.
Следующим шагом в развитии испанских минисубмарин стал проект “Tiburón-IIIB” (Serie 50), также основанный на немецком прототипе “Walross”. Значительно большие размеры «акулы» (исп. tiburón) по сравнению с «тюленем» позволили улучшить обитаемость – имелись две койки, небольшой камбуз и гальюн и увеличить численность экипажа (5–6 человек), что позволяло находиться в море до одной недели.
Увеличилась глубина погружения, появились два 533-мм носовых торпедных аппарата для стрельбы немецкими торпедами G7a или G7e. Силовая установка состояла из двух дизелей и двух электромоторов, работающих через редуктор на один трехлопастной винт диаметром 1,48 метра, расположенный в кольцевой насадке. Дополнительный гребной электродвигатель мощностью 5 л.с. обеспечивал экономический малошумный ход. Для аварийного всплытия была предусмотрена отдача прикрепленного к килю твердого балласта.
В средней части лодки находилась рубка, в которой располагались шноркель и выдвижной перископ длиной 4,5 м. В носовой части рубки находился входной люк с прозрачным сферическим куполом.
Лодки типа “Tiburón-IIIB” были оснащены активными и пассивными системами гидроакустики, гирокомпасом и эхолотом.
Строительство этих лодок велось на верфи Empresa Nacional Bazán в Картахене.
В настоящее время SA-52 установлена на постаменте в парке базы подводных лодок в Картахене, а SA-51 в 1986 году передана в аренду Научному музею Барселоны (Museo de la Ciencia de Barcelona, в настоящее время Cosmo Caixa), где демонстрируется под названием “Barcelona” .
В комплекте модели элементы из пластика, и схема сборки.