Graf Goetzen
Сборная картонная модель судна Graf Goetzen в масштабе 1/200.
«Graf Goetzen» на сегодняшний день единственное действующее судно, входившее в состав военного флота последнего германского кайзера Вильгельма II.
Его история началась в 1912 г., когда «Восточно-африканская железнодорожная компания» («Ostafrikanischen Eisenbahn-Gesellschaft») заключила контракт с Машиностроительным заводом и судоверфью Йозефа Л. Мейера в Папенбурге (Maschinenfabrik und Schiffswerft Joseph L. Meyer) на постройку трех небольших грузопассажирских пароходов, предназначенных для судоходства на африканском озере Танганьика с базированием на порт Кигома. В феврале следующего года на стапеле верфи, расположенной на реке Эмс, начались работы по постройке первого из них с заводским номером 300, получившего впоследствии наименование «Граф Гетцен» («Graf Goetzen»), в честь первого губернатора восточно-африканских колоний графа фон Гетцена.
Судно имело стальной однопалубный корпус с центральной надстройкой, отвечавший требованиям Германского Ллойда класса 100 А IV. Вместимость составляла 793 брт, полное водоизмещение 1200 т. Длина — 67 м, ширина — 10 м, осадка при 480 т груза, 60 т угля, а также 10 т воды — 2,30 м. Высота борта до палубы — 3,40 м. Механизмы были изготовлены самим заводом Мейера.
Пароход получил две трехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения общей индикаторной мощностью 500 л.с., вращавшие два винта и позволявшие достигать скорости хода в спокойную погоду 9 узлов. Пар давлением 12 атм вырабатывали два цилиндрических котла с общей нагревательной поверхностью 158 кв.м, топившиеся углем и древесиной, но могущие вместе с тем использовать и нефть.
В состав вспомогательных механизмов входили: холодильная установка, вырабатывавшая 3 кг льда в час, холодильник для мясопродуктов объемом 4 куб.м с температурой + 2°С, электрические осветительная установка и вентиляционная установка. Кроме этого, судно было оснащено 2 стальными мачтами со стальными грузовыми стрелами грузоподъемностью 2 т и 10 т, 2 паровыми грузовыми лебедками, паровой рулевой машиной, спасательными шлюпками, а также гичкой и капитанским моторным катером. Стоимость постройки обошлась «Восточно-африканской железнодорожной компании» в 750000 рейхсмарок.
В средней части судна, в надстройке, располагались пассажирские каюты — 6 одноместных для пассажиров первого класса и 5 двухместных для пассажиров второго класса, отделанные тиковой древесиной. Из этого материала изготовили и мебель.
Там же, в средней части, находились помещения для белого обслуживающего персонала. Каюта капитана и штурманская рубка находились сверху надстройки. Для чернокожих предназначались жилые отсеки на носу и на корме (всего на 60 человек). Столовая и курительный салон были общими для пассажиров первого и второго классов. Дополняли удобства на борту санитарно-гигиенические раздельные помещения для путешественников, а также белой и цветной команды.